Роль естественных монополий в экономике России

Содержание
  1. Общие сведения
  2. Определение
  3. Классификация
  4. Причины появления монополий из истории
  5. Примеры монополистов в России и мире
  6. Есть лишь смысл подвести общий знаменатель.
  7. Классификация
  8. Государственные и капиталистические монополии
  9. Вред от существования монополий
  10. Монополия в истории развития общества
  11. Причины формирования искусственной и естественной монополии
  12. Цели и методы регулирования
  13. Три вида монополии. Разъяснения и суть
  14. Положительные и отрицательные стороны монополии
  15. Положительные
  16. Отрицательные
  17. Роль естественных монополий в современной экономике России на примере ЖКХ
  18. Монополия как заказчик по 223-ФЗ
  19. Понятие природной монополии
  20. Монополия как форма рыночного доминирования
  21. Классические способы монопольного захвата рынка
  22. Характерные черты монополии
  23. Преимущества и недостатки монополий
  24. Плюсы и минусы монополии
  25. Российская борьба с монополиями: Ленин улыбается
  26. Подробности
  27. Естественные монополии, существующие в России
  28. Реестр естественных монополий
  29. Государственные контракты
  30. Основные признаки монополии
  31. Монополия как поставщик по 44-ФЗ
  32. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

Общие сведения

Определение

К примеру, это компании, которые имеют доступ к недорогому источнику сырья или электроэнергии. Они имеет маленькие издержки, которые связаны с их закупкой, а значит, могут вести ценообразование по своему усмотрению (назначать более низкие цены или получать большую прибыль и быстрее развиваться).

Естественными монополиями являются предприятия, которые могут осуществлять монетизацию ресурса, отсутствующего у компаний-конкурентов. Это возможно, когда компания, например, обладает собственной платной автомобильной магистралью. В такой ситуации, если другие транспортные пути между объектами отсутствуют или не являются качественными, компания может на монопольных началах взимать плату за проезд и получать немалую прибыль.

Классификация

Естественной монополией является предприятие, способное представлять одну или несколько отраслей. По этой причине одной из классификации таких предприятий является принадлежность к определенной экономической сфере. В России существуют следующие отрасли естественной монополии — связь, транспорт, топливо, энергетика, атомная промышленность, коммунальные услуги, почтовые сервисы.

Дополнительным критерием классификации монополий является обладатель субъектов естественных монополий. Могут они быть муниципальными, государственными структурами, корпорациями и частыми лицами, зарубежными инвесторами. Еще одним критерием классификации монополий является организационно-правовая форма.

СПРАВКА! Обычно монополии являются публичным акционерным обществом (ПАО), а их деятельность также возможна, например, в форме унитарных предприятий или государственных корпораций.

Причины появления монополий из истории

Одним из главных факторов появления в России естественных монополий является механизм преобразования советских предприятий. Сначала они были подстроены под плановую экономику и занимали лидирующие позиции в конкретном сегменте в силу отсутствия конкуренции. На базе этого возникли фирмы, которые работают по рыночным принципам в условиях российской экономики на сегодняшний день.

Советские предприятия, работающие в национальном хозяйстве монопольно, сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Сегодня ими владеют в основном государство, однако к вложениям в капитал привлекаются и частые лица.

Следующей причиной появления монополий в том, что инвестиционный порог входа в определенную отрасль довольно высок.  Для запуска бизнеса нужны огромные инвестиции. Владелец, естественно, будет заинтересован в том, чтобы его вложения как можно скорее окупились и можно было учредить фирму, способную вести работу в условиях минимальной конкуренции.

По этой причине инвестор приобретает основной объем ресурсов, задействовав огромный капитал, чтобы получать прибыль в дальнейшем. Конкуренция среди естественных монополий является крайне редким явлением, потому что предприятия такого типа специально создаются в тех областях, где интересы бизнесов не совпадают.

СПРАВКА! Дополнительным механизмом создания монополий является наличие барьеров на вход на рынок и регистрацию нового бизнеса. К примеру, это могут быть чересчур высокие требования по лицензиям, сертификации, другим разрешительным документам. По итогу инвестор лучше выберет бизнес в другой сфере, в которую легче войти.

Примеры монополистов в России и мире

Один из примеров — ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС». В 1992 г. в состав объединения вошли 50 новейших электростанций. Сейчас в него входит более 700 тепловых и гидроэлектростанций. Все линии электропередач в Российской Федерации принадлежат этой компании.

Другим примером является ПАО «Газпром». В него входят восемь объединений, которые занимаются добычей газа и тринадцать крупнейших газотранспортных предприятий страны. На долю ПАО «Газпром» в Восточной Европе приходится 56% поставок газа, а в Западной Европе его доля составляет 21%.

В качестве одного из мировых монополистов можно вспомнить компанию Microsoft (Microsoft Corporation, «Майкрософт»), которая создала операционную систему Windows.

Есть лишь смысл подвести общий знаменатель.

Считается, что монополизация – это процесс завоевания рынка (или территории в самом широком смысле) с целью занятия на нём господствующего положения. Конечный результат – монополия – это исключительное право субъекта на владение чем-либо и осуществление и реализация своей деятельности в рамках этого права.

Стремление к монопольному владению, использованию ресурсов и средств производства, а также к монопольной реализации произведённого продукта – процесс, обусловленный эволюционно. И в человеческом сообществе. И среди других высоко-средне- и слабоорганизованных животных. И среди одноклеточных животных, и среди растений. И даже среди неклеточных форм жизни.

Вот он, монополист:

Это существо тоже стремится стать монополистом:

А разница между монополистом в живой природе и его синонимом в человеческом сообществе лишь в том, что в первом случае и стремление, и результат – естественны. Во втором – подчас искусственны.

Классификация

Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Государственные и капиталистические монополии

Государственные монополии обычно охватывают наиболее важные сферы экономики, в которых необходим тщательный контроль.

Капиталистические могут возникать и функционировать различными способами. Однако наибольшей силы они достигают в тех случаях, когда государство оказывает им поддержку.

Вред от существования монополий

Если рынок монополизирован, от этого всегда страдает потребитель. Выражается это в таких аспектах как:

  • Завышенные цены. Являясь монополистом, компания сама определяет, какую наценку устанавливать. Нередко цена продукции в десятки раз превышает экономически обоснованную стоимость.
  • Заниженное качество. Если конкуренция отсутствует, а потребитель нуждается в продукте, компания может экономить на качестве продукции для увеличения своей прибыли.
  • Искусственный дефицит. Это ещё один способ получения сверхприбыли, вдобавок позволяющий компании оправдать высокие цены.

Монополизация рынка негативно сказывается на развитии экономики и на техническом прогрессе. Яркий пример – монополия компании Intel в производстве компьютерных процессоров, которая привела к застою в отрасли. Прогресс многократно ускорился после того, как компания AMD вернулась на рынок и создала серьёзную конкуренцию.

Монополия в истории развития общества

Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии умелой политикой ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.

В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:

  1. Цех – это объединение ремесленников. Он контролировал производство продукции участников. Основной задачей организации было создание условий для существования мастеровых. Цеха не допускали конкурентов на свои рынки и устанавливали рыночные цены на производимые товары.
  2. Королевские привилегии давали исключительное право продавать или производить определенные виды продукции (услуг). Купцы и промышленники были рады заполучить такую привилегию, чтобы избавиться от конкурентов, а король получал деньги в казну. При этом многие королевские указы были абсурдны и глупы, что привело к ограничению власти монархии в некоторых странах.

В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.

Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Цели и методы регулирования

Традиционный подход к естественной монополии содержал определенную и довольно однозначную интерпретацию процесса регулирования: там, где существует естественная монополия, регулирование также необходимо. Однако с конца 1970-х гг. произошли значительные изменения как в теоретических, так и в практических подходах к регулированию из-за крупномасштабных сбоев регулирования.   

В ходе анализа причин и характера сбоев была выявлена ​​проблема асимметрии в положении монопольных и контролирующих органов. Асимметрия касается, во-первых, распределения информации, где у монополиста есть явные преимущества, и, во-вторых, распределения власти, где перевес на стороне регулирующих органов. Это неравенство порождает корыстные действия обоих партнеров в паре регулирующий — регулируемый.  

В действительности фирма гораздо лучше информирована, чем регулирующие органы, как об уровне своих затрат и спроса в отрасли, так и о своих собственных действиях (например, об усилиях по использованию резервов для снижения затрат), что называется проблемой. скрытых (недоступных для наблюдателя) действий. Таким образом, неравенство сторон существенно усложняет задачи регуляторов и делает неэффективными привлекательные простые решения. 

Представление о том, что конкурентные рынки обеспечивают эффективное распределение ресурсов, предполагает, что регулирующие органы должны попытаться имитировать работу конкурентных рынков в секторах, где существуют естественные монополии. Как и в случае с конкурентными рынками, издержки должны быть минимизированы, а цены должны определяться на основе предельных издержек. Кроме того, регулирующие органы должны найти баланс между интересами потребителей, которые хотят низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, которая благоприятствует потребителям, устанавливая цены значительно ниже себестоимости, вскоре приведет к банкротству регулируемых фирм или потребует значительного повышения налогов для компенсации потерь государственного производства. Принимая во внимание эти замечания, необходимо соблюдать такие базовые правила регулирования деятельности естественных монополий, как регулирование цен как можно ближе к затратам; обеспечение нормальной нормы прибыли; повышение эффективности производства.      

Давайте рассмотрим каждую по порядку.

Установление цен на основе предельных затрат гарантирует, что стоимость дополнительной продукции, производимой для потребителей, равна издержкам производства. Значительные отклонения от этой системы ценообразования приводят к ненужным потерям. Если величина предельных затрат ниже цены, значит, продукция производится в недостаточном объеме; если их стоимость превышает цену, значит, объем производства завышен. Но в естественных монополиях средние издержки снижаются с ростом производства из-за эффекта масштаба. А это, как показано на рисунке 2, означает, что предельные издержки ниже средних.       

Установление цены точно на уровне предельных затрат означало бы производство продукции в количестве Ql и потребовало бы соответствующего изменения цены Pl, которая в этом случае оказывается ниже средней стоимости. Эта коммунальная отрасль будет в убытке; его балансовая прибыль, если таковая имеется, не обеспечит нормального возврата инвестиций. Таким образом, регулирующие органы должны попытаться установить цены как можно ближе к предельным издержкам, при этом обеспечивая доход, достаточный для возмещения затрат. Как уже было сказано, наиболее правильный и выгодный способ ценообразования в условиях естественных монополий — это устанавливать цены на уровне предельных издержек, но при этом не будут возмещаться производственные затраты, во избежание этого так называемые используется двухкомпонентный тариф. Этот метод представляет собой систему ценообразования, в которой пользователи платят фиксированную сумму за право доступа к услуге, а затем взимается плата за потребление каждой единицы этого типа услуги (переменная плата).     

Более распространенный, но менее удовлетворительный подход — установить цену на уровне средних затрат. Этот подход проиллюстрирован на Рисунке 2. Если исключить двухтарифное ценообразование, регулирующие органы могут решить установить цену, равную P. На этом этапе выручка только компенсирует затраты на удовлетворение потребительского спроса на продукцию Q. 

Есть две проблемы со средней ценой. Первое: естественно, объем производства в точке E будет меньше, и будут социальные потери, но все же эта точка предпочтительнее точки Ell. Во-вторых, предельные затраты на коммунальные услуги со временем меняются. Например, увеличение производства электроэнергии обходится гораздо меньше в ночное время, когда работают только самые эффективные предприятия, чем в дневное время, когда электроэнергетика часто вынуждена работать на полную мощность для удовлетворения спроса. Цены должны отражать изменения предельных затрат с течением времени; цены, основанные на средних затратах, обычно не могут сделать это должным образом.     

ПРИБЫЛЬ. Поскольку все затраты должны быть возмещены, прибыль должна обеспечивать, по крайней мере, нормальную рентабельность капитала. Предположим, что регулируемая цена равна Pll, следовательно, коммунальные предприятия будут производить в точке Ell. В этом случае отрасль получит значительную сверхприбыль, и в то же время потребности общества не будут полностью удовлетворены, то есть производство на данном этапе не отвечает ничьим интересам, кроме интересов коммунального предприятия. Пресечение подобных случаев — одна из основных задач регуляторов.     

ПРОИЗВОДСТВО. Но если цены всегда только возмещают затраты, так что естественная монополия всегда получает нормальную норму прибыли, есть ли у нее какие-либо стимулы для минимизации затрат? Конечно, нет. В этих условиях ожидаемые затраты и, следовательно, цены будут выше, чем необходимо. Это требует интенсивной, иногда утомительной работы по сокращению затрат. И увеличение некоторых статей расходов, таких как большие зарплаты и золотые кабинеты руководителей, бассейны для сотрудников, кафетерии с льготными ценами на питание всегда только приятно. Бремя таких затрат полностью ложится на потребителей услуг данной организации регулирование естественной монополии на жилье        

Поэтому особенно важно, чтобы регулирующие органы проявляли активный интерес к деятельности регулируемых или государственных фирм. Во многих ситуациях регулирующие органы также должны заботиться о качестве и надежности предоставляемых услуг. Что касается контроля качества продукции и эффективности производства, то в этом случае регулирующие органы должны контролировать эффективность, проверяя выполнение важных управленческих решений и сравнивая с любыми предприятиями в этой отрасли. Обычно вводится система вознаграждения за хорошую работу или наказания за плохую работу.   

Подводя итог, можно сказать, что использование экономического регулирования необходимо для: сбалансирования интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов); стимулирование предприятий к снижению затрат и избыточной занятости, повышению качества обслуживания, повышению эффективности вложений и т. д.; определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного распределения затрат на тарифы для разных типов потребителей; создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).   

Три вида монополии. Разъяснения и суть

Различают три основные виды монополий:

  1. Закрытая монополия.
  2. Естественная монополия.
  3. Открытая монополия.

Положительные и отрицательные стороны монополии

Доктор Зеннхольц — глава экономического факультета колледжа Гроув-Сити, штат Пенсильвания. Он считает, что в своем обличении капитализма социалисты используют ужасные фантомы. Самым древним и, возможно, наиболее эффективным является представление о том, что монополистическая концентрация бизнеса постоянно и неразрывно присуща капитализму.

Они ярко изображают ужасы монополистического капитализма, а затем приходят к выводу, что экономика свободного предпринимательства, очевидно, требует государственной сдержанности, чтобы она не превратилась в хаотическую систему бизнес-монополий и общественного угнетения. 

%colored_text_box=1%

Положительные

Есть и положительные стороны:

  • наличие единых стандартов производства и деятельности;
  • возможная оптимизация;
  • образование возможности для изучения и развития технологий;
  • стабильные рабочие места.

Отрицательные

В качестве отрицательных явлений следует выделить:

  • завышение цен;
  • отсутствие конкурентов;
  • отсутствие альтернатив;
  • искусственный дефицит;
  • остановка развития.

Роль естественных монополий в современной экономике России на примере ЖКХ

В сфере жилищно-коммунального хозяйства работает более 52 тысяч предприятий, на которых работает 4,2 миллиона человек. По данным Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на ЖКХ в консолидированном бюджете страны составляют около 8% от общих расходов бюджета, что близко к расходам на оборону страны. и превышает затраты правоохранительных органов, государственной безопасности и государственного управления. 

Объем продаж в электроэнергетике России в 2003 г. превысил 500 млрд руб., А в 2004 г. достиг 700 млрд руб. Тем не менее, в первом полугодии 2003 года жилищно-коммунальное хозяйство было единственной отраслью экономики страны, в которой убыток составил 2,7 млрд рублей. 

Проблемы жилищно-коммунального комплекса — одни из самых острых для населения страны. Жилищно-коммунальный сектор значительно деградировал за последние десять лет. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии сегодня, требуется все больше и больше средств. Так, если в 1987–1990 годах на субсидирование жилищно-коммунального хозяйства из бюджетов всех уровней было потрачено 1,1–1,3% ВВП, то к 1996 году этот показатель составлял 3-4%, а в 1997 году — уже 6%. Тем не менее, в 2003 г. более 60% организаций ЖКХ были неплатежеспособными.    

Функционирование жилищно-коммунального комплекса в нашей стране обходится чрезвычайно дорого:

количество работников ЖКХ на 1000 жителей в России вдвое выше, чем в странах Европы; расход условного топлива на отопление 1 м3 в три раза выше, чем в Норвегии, а на севере Канады расход воды из-за потерь в два раза выше. 

Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%, электроснабжения — на 70%, сетей водоснабжения — на 55%, канализации — на 30%. Потери воды и тепла в трубопроводах и системах отопления составляют от 20% до 40%. Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 в сетях водоснабжения и канализации, до 200 в сетях теплоснабжения, потери тепла от станции потребителю составляют 30%. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по данным Госстроя, сегодня необходимо около 500 миллиардов.   

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 2 ст. 1). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и Положение о закупках.

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Понятие природной монополии

Такой вид монополии возникает тогда, когда государству более выгодно доверить конкретную сферу экономики монополии одному производителю. В большинстве стран снабжение электроэнергией или газом представляет собой такую монополию.

Монополия как форма рыночного доминирования

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

Классические способы монопольного захвата рынка

Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Теперь, разобравшись в природе явления можно понять, что такое естественная монополия.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:  

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

  • Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

  • Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

  • Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

  • Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪   Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪   Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪   Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Плюсы и минусы монополии

У рассматриваемого типа рынка имеются свои преимущества:

  • В связи с наличием больших рынков сбыта для увеличения выручки может быть достаточно увеличить объём производства. Это становится благоприятной средой для внедрения технологических новшеств.

  • Поскольку конкуренция в данном случае отсутствует, есть возможность применять единообразные стандарты при производстве.

  • Наличие средств для проведения научных исследований и выполнения передовых технологических разработок.

  • Однако у монополии имеются серьёзные недостатки:

  • Товары обычно продаются по завышенной стоимости.

  • Отсутствие конкуренции приводит к тому, что продаются товары низкого качества.

  • График спроса определяется объёмом производства, но не его качеством или технологическим уровнем.

  • Слабый ассортимент. Компании невыгодно работать над расширением списка продаваемых товаров и услуг.

  • Нет побудительных причин для дальнейшего развития бизнеса.

  • Наличие серьёзных проблем для тех фирм, которые попытаются себя проявить на данном рынке.

  • Отрицательное влияние на уровень развития экономики всей страны.

  • Российская борьба с монополиями: Ленин улыбается

    Скандалы со стомиллионными премиями и миллиардной стоимости квартирами (по разным оценкам) руководства «Почты России», обыски в офисах топ-менеджеров РЖД, да и уже упомянутое упразднение закона «О естественных монополиях» – всё это одна сторона отношения российского государства к монополиям и возмутительно обнаглевшим их руководителям. Другая сторона – увольнение инициатора этого упразднения Игоря Артемьева с должности главы Федеральной антимонопольной службы. И овцы не целы, и волки не сыты. Впрочем, в этом лесу и те, и другие постоянно меняют шкуры…

    Владимир Ильич в книге «Шаг вперёд, два шага назад» анализировал кризис в Российской социал-демократической рабочей партии. Тезисы Ленина, как видим, превосходно экстраполируются на ситуацию в отношении современной российской власти к монополиям. Другой вопрос: хорошо это или плохо для всех нас?

    Вот на фоне падения доходов россиян повышаются цены на продукты первой необходимости. Да как повышаются! Чего там примеры приводить – все это знают. Выводы некоторых экспертов недвусмысленно намекают: инициаторы этого повышения цен осознанно подводят общество к социальному взрыву. Другие эксперты отсылают к обычной безголовой жадности наших продовольственных негоциантов, и такая точка зрения тоже имеет право на существование. А олигарх в прошлом, а ныне обычный мультимиллиардер Олег Дерипаска видит в повышении цен естественный процесс стремления к равновесию между аппетитами государства в лице его банковской системы и стремлением выжить у производителей продовольствия:

    «Странно, что всех удивляет рост цен на продовольствие. Было бы удивительно, если бы они не росли. Нужно посмотреть на то, что происходило последние 10−15 лет: под какой процент аграрный сектор получал возможность финансировать свои проекты…[] Ни предприниматели, ни фермеры чуда не смогут сделать, до тех пор, пока мы предоставляем сельскому хозяйству деньги под ростовщические проценты».

    Между тем Олег Дерипаска – алюминиевый монополист, создатель стремящихся к господствующему положению на российском рынке строительных и агропромышленных групп. И выступает этот монополист против другого монополиста, государства в лице ЦБ РФ и всей отечественной банковской системы, также стремящегося к господствующему положению, только на рынке финансовом.

    Впрочем, немыслимый рост цен на продукты питания – тема другого разговора, и касается разгула монополистического капитализма в нашей стране лишь боком. Здесь интересна тенденция: волчара-монополист Дерипаска критикует волчару-монополиста государство, укутавшись в овечью шкуру…

    Ситуацию с подорожанием продуктов решено сбить волевым ограничением цен. Собственно, при всех существующих проблемах в ценообразовании монополист-государство идёт на создание ещё одной: их государственной зарегулированности. К чему это привело нас несколько десятков лет назад, многие помнят: к пустым прилавкам. Однако ведь агропромышленный сектор в нашей стране сейчас тоже своего рода естественный монополист, если вспомнить об импортозамещении, а методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий отработаны давно и во всём мире они одинаковы. Вот эти методы:

    • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
    • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства etc.

    Как видно, именно эти методы и приняты правительством с подачи президента для решения (будьте покойны, временного, по сути, тактического) ценового демарша продовольственных негоциантов. Что подтверждает присовокупление к официально существующим в России естественным монополиям агропромышленного сектора.

    Подробности

    Естественные монополии, существующие в России

    Работа монополий в России занимает огромную часть экономики. В нашей стране к естественным монополиям относятся «Газпром», «Почта России», «РЖД», «Интер РАО», «Росатом».

    Все эти компании обладают признаками, по которым можно отличить типичную естественную монополию. Примеры таких предприятий можно отыскать в любых сегментах российской экономики. В любом из них может проявится один из вышеуказанных факторов.

    Государство регулирует естественные монополии, тем самым стимулирует выполнение ими положительной рыночной роли. Помимо этого, государственные инициативы  могут быть связаны с желанием увеличить эффективность экономики предприятий такого типа.

    Реестр естественных монополий

    Российские органы власти осуществляют учет предприятий, относящихся к монополиям. Обычно этим занимается Федеральная служба по тарифам. Она ведет свой реестр предприятий такого типа, которые находятся в самых разнообразных сегментах.

    Созданный ФСТ реестр включает в себя предприятия, занимающиеся водоснабжением в области коммунального хозяйства, транспортировкой нефти и природного газа по трубопроводам, морским, воздушным, железнодорожным транспортом, атомной энергетикой, телекоммуникациями.

    СПРАВКА! Существуют и другие органы власти, которые ведут учет монопольных  предприятий. Например, Федеральная антимонопольная служба.

    Государственные контракты

    В России существуют фирмы, имеющие признаки естественных монополий, однако не включенных в соответствующий реестр. В таком случае приобретение услуг у такой фирмы муниципальными и государственными органами может быть затруднено в силу положения ФЗ №44. Это обусловлено тем, что если поставщик является одним на рынке, то государственные структуры могут заключить с ним контракт исключительно в том случае, если этот поставщик будет включен в реестр субъектов естественных монополий. Поэтому предприятия заинтересованы в том, чтобы как можно скорее попасть в этот список, тогда они смогут оформлять договора с бюджетными организациями.

    Основные признаки монополии

    Эксперты выделяют следующие ситуации, которые свидетельствуют о наличии единственной хозяйствующей фирмы:

    • присутствие одного или очень крупного продавца;
    • наличие продукции, не имеющей конкурентных аналогов;
    • существование высоких пороговых критериев для входа новых предприятий в аналогичный сегмент рынка.

    Существуют и иные трактовки, применяемые к термину «монополия». Например, это понятие может означать отдельную компанию, для которой характерен приоритет в управлении определенным рыночным сегментом.

    Монополия как поставщик по 44-ФЗ

    Закупать у монополиста продукцию, которая не относится к сферам монопольной деятельности в рамках ст. 4 147-ФЗ, то есть заключать контракт с единственным поставщиком, нельзя.

    Действует и обратное правило: закупка монопольных ТРУ у поставщиков, не являющихся официальными монополистами (отсутствуют в перечне ФАС), возможна по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

    Еще одним примером естественной монополии является компания связи на локальном уровне: в каждом регионе она своя. Есть особенности в закупках услуг связи у монополистов. Общедоступные почтовая и электросвязь — это монополизированная отрасль (об этом говорится в 147-ФЗ), а в постановлении правительства №637 от 24.10.2005 указано, что к почтовым услугам относится не только предоставление услуг связи, но и передача телеграмм, пересылка писем, передача голосовой информации. При пересылке писем и телеграмм обязательно использование почтовых марок. Эти товары не относятся к продукции естественных монополистов, значит, их необходимо приобретать с помощью конкурентных процедур.

    Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

    В российском правовом поле естественные монополии обязаны регулироваться государством. Механизм функционирования федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль, включает направления, описанные далее.

    Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

    Неценовое регулирование подразумевает выявление групп потребителей, которым в любом случае необходимо обеспечить доступ к продуктам естественных монополий в полном или хотя бы частичном достаточном объеме. При этом должна учитываться реальная ситуация, возникшая на рынке товаров и услуг.

    Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.

    С целью реализации этих задач, органы, регулирующие деятельность в России естественных монополий, контролируют:

    • Все сделки по приобретению активов, не предназначенных для производства и реализации, стоимость которых превышает 10% собственного капитала предприятия-естественного монополиста.
    • Инвестиции предприятия-естественного монополиста в направления деятельности, не подлежащие государственному регулированию на сумму, превышающую 10% собственного капитала фирмы.
    • Продажу, передачу в лизинг, аренду и прочие виды отчуждения имущества естественных монополий, применяемые для регулируемой деятельности в пользу других лиц на сумму более 10% собственного капитала фирмы.

    Базой исчисления упомянутых 10% служит размер собственного капитала, соответствующий данным последнего утвержденного баланса.

    Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

    • очевидный общественный вред от предполагаемой сделки;
    • неполный размер предоставляемой информации об обстоятельствах сделки или обнаружение в ней неправдивых фактов.

    В свою очередь, субъекты государственного регулирования обязаны на основании законодательства о естественных монополиях:

    • Заключать договоры поставок или предоставления услуг с потребителями, входящими в льготный перечень, если есть техническая возможность их обеспечения.
    • Предоставлять регулирующему органу текущую финансовую отчетность и проекты своих капвложений.
    • Обеспечивать поступление на рынок производимого продукта без дискриминации потребителей, как того требует законодательное антимонопольное регулирование.

    Источники

    • https://onlineserviceip.ru/biznes/vedenie/estestvennaya-monopoliya-primery.html
    • https://nauka.club/ekonomika/monopoliya.html
    • https://bankstoday.net/last-articles/rossijskie-monopolii-zastoj-stradaniya-i-postoyannyj-rost-tsen-ili-bez-nih-nikak
    • https://BusinessMan.ru/new-estestvennaya-monopoliya.html
    • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/jekonomika/99377-monopoliia-v-ekonomike-poniatie-vidy-priznaki-primery.html
    • https://dnevnik-znaniy.ru/gosudarstvo/monopoliya.html
    • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/monopoliya-chto-ehto-takoe-vidy-formy-primery-istorii.html
    • https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kakova-rol-monopoliy-v-sfere-zakupok
    • https://www.evkova.org/referat-na-temu-estestvennyie-monopolii-i-ih-rol-v-rossijskoj-ekonomike
    • https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/monopoliya/
    • https://Unicom24.ru/articles/monopolizaciya
    • https://Delen.ru/biznes-slovar/estestvennye-monopolii.html
    • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/monopoliya.html
    • https://FB.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii
    • https://gozakaz.ru/yestestvennye-monopolii-chto-eto-i-kakuyu-rol-igrayut-v-goszakupkakh/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Weebl.ru