Национальное рейтинговое агентство

Содержание
  1. Методология оценки
  2. Факторы региональной инвестиционной привлекательности
  3. Показатели
  4. Процедура оценки
  5. Сбор и первичная обработка данных
  6. Рейтинговый комитет
  7. Password recovery
  8. Drop us a line
  9. График 4. Динамика оборота розничной торговли
  10. Методология включает три элемента
  11. Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:
  12. Не дотянули
  13. Таблица 2. Инвестиционный риск российских регионов в 2020 году
  14. Рейтинг рассчитывается по 64 показателям по 4 направлениям:
  15. Creating account
  16. Таблица 1. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2020 г.
  17. 1 Кеннет Линдгрен: «Умные города — это не только о технологиях, но и об устойчивом развитии, сохранении ресурсов и возобновляемой энергии»
  18. Методика расчета результатов
  19. График 3. Динамика реальных денежных доходов населения
  20. Download status
  21. Группа лидеров
  22. 2 Юрий Ковтун: Лучше один реальный проект, чем куча красивых бумажек
  23. График 2. Динамика инвестиций в основной капитал
  24. Результаты
  25. Other reports from same categories
  26. График 1. Динамика индексов частных инвестиционных рисков в рейтинге 2019–2020 годов
  27. ESG-рейтинг российских регионов: готовность к кризису
  28. Формирование крупного биокластера в Тульской области

Методология оценки

Инвестиционная привлекательность региона определяется с учетом совокупности факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень инвестиционных рисков на территории каждого из регионов. Эти факторы являются активным фоном для всех инвестиционных проектов, влияют на риск и доходность данных проектов. Каждый из принимаемых в расчет факторов может быть оценен с помощью специального набора показателей. Агентство рассматривает семь ключевых факторов региональной инвестиционной привлекательности.

Факторы региональной инвестиционной привлекательности

1. Географическое положение и природные ресурсы: удобство географического положения региона, наличие в регионе основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), уровень загрязнения окружающей среды, возможности очистки стоков и переработки отходов производства, энергоемкость региональной экономики.

2. Трудовые ресурсы региона: основные характеристики трудовых ресурсов региона, в том числе численность экономически активного населения, уровень занятости и безработицы, объем предложения квалифицированной рабочей силы, а также производительность труда.

3. Региональная инфраструктура: уровень развития и доступности как «жесткой», так и «мягкой» инфраструктуры. В понятие «жесткой» инфраструктуры включается транспортная, энергетическая, телекоммуникационная, жилищная инфраструктура. «Мягкая» инфраструктура включает в себя несколько составляющих, из которых с точки зрения инвестиционной привлекательности наибольшее значение имеет финансовая инфраструктура.

4. Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): уровень развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность населения региона.

5. Производственный потенциал региональной экономики: совокупные результаты и особенности экономической деятельности предприятий, работающих в регионе (объем и динамика производства, размер активов, их качество и эффективность их использования), отраслевая структура региональной экономики, уровень развития инновационных отраслей.

6. Институциональная среда и социально-политическая стабильность: экспертная оценка эффективности регионального законодательства, регулирующего взаимодействие органов власти и инвесторов, экспертная оценка благоприятности регионального налогового законодательства (наличие налоговых льгот и возможности их получения), уровень социальной и криминальной напряженности в регионе.

7. Устойчивость регионального бюджета и предприятий региона: состояние государственных финансов в регионе (сумма налоговых поступлений, сбалансированность бюджета, региональный государственный долг), а также аналитическая оценка положения предприятий региона (прибыльность/убыточность фирм, состояние кредиторской и дебиторской задолженности организаций, наличие инвестиционных ресурсов).

Показатели

Для оценки перечисленных семи факторов инвестиционной привлекательности использовался набор из 56 показателей. Их можно разделить на три основные группы:

1. Статистические показатели традиционно используются для оценки большинства факторов инвестиционной привлекательности регионов. Источником данных для таких показателей являются официальные публикации статистических органов, а также федеральных органов власти. В методологии НРА используются данные, предоставленные Росстатом, Банком России, Министерством финансов, Министерством экономического развития, Министерством связи и массовых коммуникаций, Министерством природных ресурсов и экологии, Генеральной прокуратурой.

2. Опросы предпринимательского сообщества позволяют оценить показатели инвестиционной привлекательности, не измеряемые количественно. В методологии НРА используются результаты опросов, проводимых Росстатом в рамках обследования инвестиционной активности организаций, а также другими организациями, в числе которых Агентство стратегических инициатив и ведущие деловые ассоциации.

3. Экспертные оценки применяются при изучении факторов инвестиционной привлекательности региона, статистика по которым не ведется или не публикуется в открытом доступе. В методологии НРА экспертные мнения используются для оценки ресурсного потенциала региона, качества институциональной среды и уровня социально-политической стабильности. Экспертные оценки выставляются аналитиками НРА и независимыми экспертами с помощью стандартизированной балльной шкалы.

При разработке методологии оценки инвестиционной привлекательности регионов был проведен опрос экспертов — представителей инвестиционного и научного сообщества (специалистов в области прямых и портфельных инвестиций, имеющих опыт работы с инвестиционными проектами в российских регионах). Целью опроса было определение относительной значимости отдельных факторов в итоговой оценке инвестиционной привлекательности. По результатам опроса факторам инвестиционной привлекательности регионов были присвоены веса, которые для обеспечения сопоставимости результатов в дальнейшем не изменялись.

Процедура оценки

Оценка уровня инвестиционной привлекательности регионов включает в себя несколько этапов:

1. Сбор данных по каждому из 56 показателей для всех 85 регионов России, рассматриваемых в рамках исследования. Исходные статистические, опросные и экспертные показатели преобразовываются в расчетные индикаторы на основе соотнесения значения показателя каждого региона с минимальным, максимальным и средним значениями среди всех рассматриваемых субъектов.

2. С использованием экспертных весов рассчитаны агрегированные оценки всех факторов инвестиционной привлекательности, а также интегральный индекс инвестиционной привлекательности для каждого региона.

3. На основе кластерного анализа и выделения пороговых значений индекса производится распределение регионов по трем укрупненным категориям и девяти группам инвестиционной привлекательности.

Сбор и первичная обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Рейтинговый комитет

Калинин
Александр Сергеевич Президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»Катырин
Сергей Николаевич Президент Торгово-промышленной палаты Российской ФедерацииРепик
Алексей Евгеньевич Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»Чупшева
Светлана Витальевна Генеральный директор Агентства стратегических инициативШохин
Александр Николаевич Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)Аветисян
Артем Давидович Председатель некоммерческого партнерства «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса»Алекперов
Вагит Юсуфович Президент ПАО «Лукойл»Бюркнер
Ханс-Пол Председатель The Boston Consulting Group (BCG)Дмитриев
Кирилл Александрович Генеральный директор Российского фонда прямых инвестицийЗадорнов
Михаил Михайлович Президент — председатель правления ПАО Банк «ФК Открытие»Ивлев
Александр Владимирович Координатор по работе с иностранными инвесторами Консультативного совета по иностранным инвестициям в России Илюшникова
Татьяна Александровна Заместитель Министра экономического развития Российской ФедерацииКузьминов
Ярослав Иванович Научный руководитель Высшей школы экономикиМау
Владимир Александрович Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации  Романова
Марина Арленовна Главный управляющий директор по направлениям МСП и закупок ВЭБ.РФ
Показать больше
Титов
Борис Юрьевич Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателейФедоров
Валерий Валерьевич Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного  мнения (ВЦИОМ)Шепп
Маттиас Председатель Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты, глава Московского Представительства Объединения торгово-промышленных палат ГерманииЭфендиев
Назим Тофикович Генеральный директор ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»

Password recovery

Enter the email you’re using for your account

Continue

Drop us a line

Full nameEmailPhone (Optional)Your message <текстареа id="message" name="message" required="1" rows="4" placeholder="Your message">
I hereby consent to the processing of personal data in accordance with the Privacy Policy and fully accept Terms & Conditions of EMCRSendEmailPasswordForgot password?Remember meLog in

First time here? Register

График 4. Динамика оборота розничной торговли

Источник: RAEX (РАЭКС-Аналитика)

Методология включает три элемента

  1. Система показателей
  2. Принципы сбора и обработки данных
  3. Методика расчета результатов

При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.
Методология

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

 Показатели, оцениваемые путем экспертной оценкиДля каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупностиОпрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.
Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.
Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%). Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностейДанная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.
Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.
Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).
Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.
Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Не дотянули

Девять регионов несколько утратили свои позиции — в их число вошли Республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО, Омская область, республики Алтай, Коми и Бурятия. На вторую строку рейтинга переместился и Санкт-Петербург, ранее деливший первое место со столицей.

В целом по итогам 2019 года число дефицитных регионов в России выросло с 15 до 35, напомнил в беседе с «Известиями» главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

Секреты-1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— У большинства субъектов всё еще не хватает собственных средств как для реализации внутренних инвестиционных проектов, так и для выполнения требований, спускаемых сверху, — отметил эксперт. — У многих сохраняется набор проблем в отношении внутреннего спроса, инфраструктурной развитости, достаточных объемов трудовых ресурсов и т.д.

Пособие для власть имущих: губернаторов научат ускорять нацпроекты

Сборник лучших решений для повышения эффективности регионального управления подготовило Минэкономразвития

По его словам, в 2019 году, когда программа выполнения многих нацпроектов «буксовала», некоторые регионы фактически не получили необходимого финансирования из бюджета на местах.

Таблица 2. Инвестиционный риск российских регионов в 2020 году

Ранг риска   Ранг потенциала, 2020 год Регион (субъект федерации) Средневзвешенный индекс риска, 2020 год Изменение индекса риска, 2020 год к 2019 году, увеличение (+), снижение (-) Ранги составляющих инвестиционного риска в 2020 году           Изменение ранга риска, 2020 год к 2019 году
            Социальный Экономический Финансовый Криминальный Экологический Управленческий  
2020 год 2019 год                      
1 1 2 Московская область 0,1271 0,002 3 4 10 14 27 6 0
2 4 3 г. Санкт-Петербург 0,1280 -0,011 2 11 4 55 47 2 2
3 3 38 Липецкая область 0,1370 -0,001 4 14 17 6 36 9 0
4 2 16 Белгородская область 0,1381 0,003 5 5 13 1 8 34 -2
5 5 22 Ленинградская область 0,1459 -0,006 11 10 2 53 49 1 0
6 7 1 г. Москва 0,1507 -0,003 1 30 9 71 25 4 1
7 6 7 Республика Татарстан 0,1572 0,004 16 3 7 16 39 19 -1
8 10 20 Воронежская область 0,1622 -0,001 7 2 41 37 13 16 2
9 11 4 Краснодарский край 0,1660 0,001 25 1 8 30 10 37 2
10 8 54 Тамбовская область 0,1690 0,008 12 22 44 7 14 18 -2
11 9 37 Курская область 0,1700 0,008 10 21 28 11 4 24 -2
12 12 35 Тульская область 0,1703 0,004 8 16 26 5 37 21 0
13 14 10 Нижегородская область 0,1944 0,006 9 49 19 38 11 38 1
14 15 31 Тюменская область 0,1956 0,003 40 18 3 57 45 12 1
15 16 50 Рязанская область 0,1978 0,003 22 31 20 21 28 28 1
16 17 6 Свердловская область 0,1981 -0,003 13 34 16 27 61 14 1
17 13 12 Самарская область 0,1989 0,012 30 26 12 39 33 31 -4
18 22 34 Калужская область 0,2069 -0,002 14 24 47 63 26 11 4
19 19 14 Ханты-Мансийский авт. округ — Югра 0,2071 0,001 15 51 5 62 76 3 0
20 21 15 Новосибирская область 0,2089 0,000 55 15 15 46 35 22 1
21 26 32 Калининградская область 0,2099 -0,010 35 25 59 18 3 10 5
22 18 40 Ярославская область 0,2123 0,010 23 52 29 12 51 13 -4
23 20 11 Республика Башкортостан 0,2133 0,006 58 7 14 35 44 42 -3
24 23 49 Пензенская область 0,2146 0,005 32 53 31 3 9 35 -1
25 25 39 Владимирская область 0,2156 -0,002 20 32 55 34 7 25 0
26 24 9 Ростовская область 0,2244 0,010 31 6 65 24 30 45 -2
27 27 69 Новгородская область 0,2279 0,007 21 43 39 66 18 32 0
28 29 44 Брянская область 0,2280 0,005 17 29 67 2 24 33 1
29 36 18 Ямало-Ненецкий авт. округ 0,2293 -0,006 6 62 1 33 85 20 7
30 28 25 Ставропольский край 0,2324 0,010 48 9 35 50 22 72 -2
31 30 52 Вологодская область 0,2327 0,006 28 33 51 15 65 29 -1
32 31 26 Волгоградская область 0,2348 0,004 37 46 34 19 40 48 -1
33 32 47 Сахалинская область 0,2375 0,006 24 42 45 59 67 8 -1
34 33 24 Саратовская область 0,2384 0,006 38 23 48 20 38 59 -1
35 34 46 Ульяновская область 0,2433 0,010 54 69 38 13 16 36 -1
36 41 5 Красноярский край 0,2447 0,000 53 19 6 42 78 46 5
37 40 8 Челябинская область 0,2452 0,003 41 38 11 75 64 30 3
38 38 27 Алтайский край 0,2463 0,008 57 41 22 26 43 60 0
39 45 61 Кировская область 0,2464 -0,002 39 54 37 32 56 39 6
40 42 45 Тверская область 0,2473 0,002 29 80 53 25 17 23 2
41 37 36 Омская область 0,2512 0,015 60 13 23 64 53 69 -4
42 43 23 Приморский край 0,2512 0,005 43 12 50 69 62 53 1
43 35 42 Томская область 0,2526 0,018 51 35 27 44 60 66 -8
44 39 53 Смоленская область 0,2533 0,013 52 61 43 43 15 43 -5
45 46 64 Орловская область 0,2558 0,007 33 45 64 17 23 58 1
46 47 29 Хабаровский край 0,2567 0,005 19 55 52 40 70 44 1
47 48 33 Оренбургская область 0,2609 0,009 50 48 24 54 63 61 1
48 55 70 г. Севастополь 0,2626 -0,016 56 59 71 4 2 54 7
49 49 74 Костромская область 0,2628 0,007 18 72 42 29 54 73 0
50 52 66 Амурская область 0,2638 -0,004 44 36 56 77 68 5 2
51 44 55 Чувашская Республика 0,2669 0,021 62 44 58 31 32 26 -7
52 50 73 Республика Адыгея 0,2671 0,003 71 17 63 10 6 55 -2
53 51 43 Удмуртская Республика 0,2674 0,003 49 65 36 67 42 50 -2
54 53 67 Республика Мордовия 0,2776 0,008 61 37 62 45 12 57 -1
55 56 13 Пермский край 0,2809 -0,003 47 63 46 65 66 40 1
56 54 19 Иркутская область 0,2823 0,009 63 28 18 68 73 65 -2
57 61 59 Ивановская область 0,2844 -0,009 27 77 70 36 34 51 4
58 57 75 Республика Марий Эл 0,2845 0,001 65 64 32 23 46 56 -1
59 60 21 Республика Саха (Якутия) 0,2897 0,001 74 20 33 8 82 27 1
60 62 17 Кемеровская область 0,2941 0,000 45 67 49 47 72 67 2
61 59 56 Архангельская область 0,2976 0,012 36 66 57 58 77 41 -2
62 58 65 Псковская область 0,3021 0,017 59 50 69 60 31 63 -4
63 63 41 Мурманская область 0,3032 -0,003 46 83 30 52 80 7 0
64 68 71 Камчатский край 0,3052 -0,028 42 68 61 70 71 52 4
65 64 77 Республика Хакасия 0,3092 0,003 64 47 60 61 57 68 -1
66 67 85 Ненецкий авт. округ 0,3221 0,000 66 73 21 78 79 17 1
67 66 58 Республика Коми 0,3257 0,007 70 75 25 76 81 15 -1
68 65 57 Астраханская область 0,3290 0,013 73 60 54 56 50 74 -3
69 70 28 Республика Крым 0,3297 -0,015 72 76 76 9 1 71 1
70 69 78 Магаданская область 0,3311 -0,006 26 79 40 82 83 47 -1
71 71 72 Курганская область 0,3575 0,003 68 74 72 73 41 70 0
72 72 51 Республика Бурятия 0,3767 0,013 76 39 68 72 69 75 0
73 73 48 Забайкальский край 0,3785 0,008 75 78 66 48 75 64 0
74 74 81 Республика Калмыкия 0,3840 0,009 79 70 74 28 55 62 0
75 75 60 Республика Карелия 0,3846 -0,023 67 82 75 49 74 49 0
76 78 79 Карачаево-Черкесская Республика 0,4203 0,005 83 8 79 81 5 79 2
77 76 84 Республика Алтай 0,4249 0,016 80 40 77 51 58 81 -1
78 77 83 Еврейская авт. область 0,4268 0,015 69 84 73 79 52 82 -1
79 79 80 Чукотский авт. округ 0,4373 0,016 34 85 81 22 84 78 0
80 80 63 Республика Северная Осетия – Алания 0,4598 0,019 77 81 78 83 48 76 0
81 81 68 Кабардино-Балкарская Республика 0,4709 0,012 82 71 80 84 21 77 0
82 82 62 Чеченская Республика 0,4978 -0,008 78 58 84 74 19 84 0
83 85 82 Республика Тыва 0,5222 -0,058 85 56 83 80 59 80 2
84 84 30 Республика Дагестан 0,5229 -0,007 81 27 82 85 20 83 0
85 83 76 Республика Ингушетия 0,5776 0,068 84 57 85 41 29 85 -2

Рейтинг рассчитывается по 64 показателям по 4 направлениям:

 Регуляторная средаКачество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям). Институты для бизнесаЭффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП). Инфраструктура и ресурсыНаличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов). Поддержка малого предпринимательстваУровень развития малого предпринимательства(например, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.). Показатели вне РейтингаВне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 27 дополнительным показателям в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Creating account

First nameLast nameEmailCreate password
I hereby consent to the processing of personal data in accordance with the Privacy Policy and fully accept Terms & Conditions of EMCRGet started

Have an account? Log in

Таблица 1. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2020 г.

Номер на графике 1 Регион
Максимальный потенциал — минимальный риск (1A)  
10 Московская область
18 г. Москва
29 г. Санкт-Петербург
32 Краснодарский край
Средний потенциал — минимальный риск (2A)  
1 Белгородская область
46 Республика Татарстан
51 Нижегородская область
54 Самарская область
58 Свердловская область
Пониженный потенциал — минимальный риск (3A1)  
4 Воронежская область
8 Курская область
9 Липецкая область
12 Рязанская область
14 Тамбовская область
16 Тульская область
25 Ленинградская область
59 Тюменская область
Незначительный потенциал — минимальный риск (3A2)  
 
   
Высокий потенциал — умеренный риск (1B)  
69 Красноярский край
Средний потенциал — умеренный риск (2B)  
35 Ростовская область
43 Республика Башкортостан
49 Пермский край
60 Ханты-Мансийский авт. округ — Югра
61 Ямало-Ненецкий авт. округ
62 Челябинская область
70 Иркутская область
71 Кемеровская область
72 Новосибирская область
Пониженный потенциал — умеренный риск (3B1)  
3 Владимирская область
6 Калужская область
2 Брянская область
13 Смоленская область
15 Тверская область
17 Ярославская область
20 Республика Коми
21 Архангельская область
23 Вологодская область
24 Калининградская область
26 Мурманская область
33 Астраханская область
34 Волгоградская область
42 Ставропольский край
47 Удмуртская Республика
48 Чувашская Республика
52 Оренбургская область
53 Пензенская область
55 Саратовская область
56 Ульяновская область
67 Алтайский край
73 Омская область
74 Томская область
75 Республика Саха (Якутия)
77 Приморский край
78 Хабаровский край
81 Сахалинская область
84 Республика Крым
Незначительный потенциал — умеренный риск (3B2)  
5 Ивановская область
7 Костромская область
11 Орловская область
22 Ненецкий авт. округ
27 Новгородская область
28 Псковская область
30 Республика Адыгея
44 Республика Марий Эл
45 Республика Мордовия
50 Кировская область
66 Республика Хакасия
76 Камчатский край
79 Амурская область
80 Магаданская область
85 г. Севастополь
Максимальный потенциал — высокий риск (1C)  
 
   
Средний потенциал — высокий риск (2C)  
 
   
Пониженный потенциал — высокий риск (3C1)  
68 Забайкальский край
64 Республика Бурятия
Незначительный потенциал — высокий риск (3C2)  
19 Республика Карелия
31 Республика Калмыкия
38 Кабардино-Балкарская Республика
39 Карачаево-Черкесская Республика
40 Республика Северная Осетия – Алания
41 Чеченская Республика
57 Курганская область
63 Республика Алтай
82 Еврейская авт. область
83 Чукотский авт. округ
Низкий потенциал — экстремальный риск (3D)  
36 Республика Дагестан
37 Республика Ингушетия
65 Республика Тыва

1 Кеннет Линдгрен: «Умные города — это не только о технологиях, но и об устойчивом развитии, сохранении ресурсов и возобновляемой энергии»

Методика расчета результатов

Во время проведения Рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов, например: данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ, статистические данные в натуральных величинах, оценки экспертов.

График 3. Динамика реальных денежных доходов населения

Источник: RAEX (РАЭКС-Аналитика)

Download status

We are preparing your personal fileClick here if the file didn’t open automatically

Open

Группа лидеров

Рейтинг НРА делит регионы на три категории. В первую — «Высокий уровень инвестпривлекательности» — в 2019 году вошли 24 региона, на которые приходится 62% инвестиций в основной капитал. Прежде всего это обе столицы — Москва и Санкт-Петербург. Также в лидерах Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Московская, Тюменская, Ленинградская, Сахалинская, Белгородская, Калининградская области, Ханты-Мансийский округ и т.д.

Причем, отмечается в обзоре НРА, Москва впервые стала абсолютным лидером: на нее в прошлом году приходилась половина всех инвестиций в основной капитал.

— Долгое время лидерство в нашем рэнкинге делили между собой два крупнейших экономических центра России — Москва и Санкт-Петербург. Все прочие регионы серьезно от них отставали, — рассказал Виктор Четвериков.

Фото: Национальное рейтинговое агентствоИтоги рейтинга инвестиционной привлекательности регионов 2019 года

Впрочем, этому есть вполне объективное объяснение.

— Москва стоит особняком от других субъектов, будучи финансовым и кадровым центром, при этом в столице очень низкие транспортные издержки в силу плотной инфраструктуры, близости к центральным точкам транспортной сетки. Лучше здесь и бизнес-климат, более эффективно и прозрачно работают суды и правоохранительная система. Поэтому Москва привлекательна для инвесторов и без софинансирования проектов и прочих дополнительных гарантий, — полагает ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.

Номинал банкрота: названы регионы с наибольшим числом разорившихся заемщиков

Рост числа судебных решений эксперты объясняют высоким уровнем закредитованности и низкой финграмотностью граждан

По его мнению, сейчас необходимо выравнивать ситуацию, чтобы привлекать прямые инвестиции могли и остальные регионы, стимулировать их экономический рост.

2 Юрий Ковтун: Лучше один реальный проект, чем куча красивых бумажек

График 2. Динамика инвестиций в основной капитал

Источник: RAEX (РАЭКС-Аналитика)

Результаты

20212020201920182017201620152014
Топ-5

регионов

Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Место Регион
1 Москва
2 Республика Татарстан
3 Тюменская область
4 Тульская область
5 Республика Башкортостан
6 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
6 Нижегородская область
7 Московская область
7 Краснодарский край
7 Новгородская область
8 Самарская область
8 Сахалинская область
8 Ярославская область
8 Санкт-Петербург
8 Калужская область
9 Челябинская область
Место Регион
10 Республика Саха (Якутия)
10 Тамбовская область
10 Белгородская область
10 Ленинградская область
11 Республика Крым
11 Калининградская область
11 Липецкая область
11 Республика Адыгея
12 Смоленская область
12 Камчатский край
12 Магаданская область
12 Ростовская область
12 Кемеровская область
12 Астраханская область
12 Ульяновская область
12 Республика Карелия
12 Республика Калмыкия
Динамика Регион Место в 2020 в 2019
0 Москва 1 1
0 Республика Татарстан 2 2
+3 Тульская область 3 6
+1 Санкт-Петербург 4 5
+2 Московская область 5 7
+7 Краснодарский край 6 13
+1 Белгородская область 7 8
-4 Калужская область 8 4
+7 Республика Башкортостан 9 16
+8 Ярославская область 10 18
+3 Новгородская область 11 14
-9 Тюменская область 12 3
-4 Ленинградская область 13 9
+3 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 14 17
0 Воронежская область 15 15
Динамика Регион Место в 2020 в 2019
+4 Смоленская область 16 20
-7 Ульяновская область 17 10
0 Нижегородская область 18
0 Новосибирская область 19 19
0 Республика Саха (Якутия) 20
-9 Тамбовская область 21 12
0 Самарская область 22
0 Калининградская область 23
0 Липецкая область 24
0 Челябинская область 25
0 Амурская область 26
0 Камчатский край 27
0 Ивановская область 28
0 Удмуртская Республика 29
0 Сахалинская область 30
Динамика Регион Место в 2019 в 2018
+1 Москва 1 2
+1 Республика Татарстан 2 3
-2 Тюменская область 3 1
+9 Калужская область 4 13
-1 Санкт-Петербург 5 4
-1 Тульская область 6 5
+2 Московская область 7 9
+3 Белгородская область 8 11
+3 Ленинградская область 9 12
0 Ульяновская область 10 10
Динамика Регион Место в 2019 в 2018
-3 Чувашская Республика 11 8
+4 Тамбовская область 12 16
-7 Краснодарский край 13 6
0 Новгородская область 14
-8 Воронежская область 15 7
0 Республика Башкортостан 16
-3 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 17 14
-1 Ярославская область 18 17
0 Новосибирская область 19 19
0 Смоленская область 20
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
+5 Тюменская область 1 6
+1 Москва 2 3
-2 Республика Татарстан 3 1
+13 Санкт-Петербург 4 17
-1 Тульская область 5 4
+1 Краснодарский край 6 7
+1 Воронежская область 7 8
-6 Чувашская Республика 8 2
0 Московская область 9 9
0 Ульяновская область 10 10
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
0 Белгородская область 11
+8 Ленинградская область 12 20
-8 Калужская область 13 5
0 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 14
0 Калининградская область 15
-5 Тамбовская область 16 11
0 Ярославская область 17
0 Хабаровский край 18
0 Новосибирская область 19
0 Свердловская область 20
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
0 Республика Татарстан 1 1
+4 Чувашская Республика 2 6
+7 Москва 3 10
0 Тульская область 4 4
-2 Калужская область 5 3
-1 Тюменская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
0 Воронежская область 8
0 Московская область 9
+1 Ульяновская область 10 11
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
+8 Тамбовская область 11 19
0 Костромская область 12
+7 Республика Башкортостан 13 20
+2 Липецкая область 14 16
-7 Владимирская область 15 8
0 Ростовская область 16
0 Санкт-Петербург 17
-1 Республика Мордовия 18 17
0 Ивановская область 19
0 Ленинградская область 20
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
0 Республика Татарстан 1 1
+1 Белгородская область 2 3
-1 Калужская область 3 2
+6 Тульская область 4 10
+10 Тюменская область 5 15
+3 Чувашская Республика 6 9
0 Краснодарский край 7 7
+10 Владимирская область 8 18
0 Ханты-Мансийский АО 9
+3 Москва 10 13
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
-6 Ульяновская область 11 5
+11 Томская область 12 23
+14 Орловская область 13 27
+3 Чеченская Республика 14 17
+10 Кировская область 15 25
+18 Липецкая область 16 34
+7 Республика Мордовия 17 24
0 Ямало-Ненецкий АО 18
-15 Тамбовская область 19 4
+20 Республика Башкортостан 20 40
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
+3 Республика Татарстан 1 4
-1 Калужская область 2 1
0 Белгородская область 3
0 Тамбовская область 4
-3 Ульяновская область 5 2
-1 Костромская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
+3 Ростовская область 8 11
0 Чувашская Республика 9
-4 Тульская область 10 6
0 Пензенская область 11
0 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 12
+4 Москва 13 17
0 Воронежская область 14
0 Тюменская область 15
0 Ямало-Ненецкий автономный округ 16
0 Чеченская Республика 17
-8 Владимирская область 18 10
0 Курская область 19
-7 Ленинградская область 20 13
0 Кемеровская область 21
0 Московская область 22
-15 Томская область 23 8
0 Республика Мордовия 24
0 Кировская область 25
-6 Санкт-Петербург 26 20
0 Орловская область 27
-16 Челябинская область 28 12
0 Республика Марий Эл 29
0 Ярославская область 30
0 Вологодская область 31
0 Камчатский край 32
0 Мурманская область 33
0 Липецкая область 34
0 Брянская область 35
0 Ивановская область 36
0 Астраханская область 37
-29 Алтайский край 38 9
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
0 Республика Карачаево-Черкесия 39
0 Республика Башкортостан 40
-27 Республика Саха (Якутия) 41 14
0 Республика Коми 42
0 Удмуртская Республика 43
0 Республика Карелия 44
-30 Самарская область 45 15
0 Нижегородская область 46
-29 Свердловская область 47 18
-27 Приморский край 48 21
0 Республика Хакасия 49
0 Саратовская область 50
0 Республика Бурятия 51
-33 Ставропольский край 52 19
0 Оренбургская область 53
0 Сахалинская область 54
0 Архангельская область 55
0 Пермский край 56
0 Новосибирская область 57
0 Республика Адыгея 58
0 Псковская область 59
0 Смоленская область 60
-58 Красноярский край 61 3
0 Омская область 62
0 Волгоградская область 63
-48 Хабаровский край 64 16
0 Новгородская область 65
0 Магаданская область 66
0 Курганская область 67
0 Калининградская область 68
0 Тверская область 69
0 Рязанская область 70
0 Республика Северная Осетия — Алания 71
0 Республика Алтай 72
0 Амурская область 73
0 Забайкальский край 74
0 Иркутская область 75
0 Республика Тыва 76
Регион Место в 2014
Калужская область 1
Ульяновская область 2
Красноярский край 3
Республика Татарстан 4
Костромская область 5
Тульская область 6
Краснодарский край 7
Томская область 8
Алтайский край 9
Владимирская область 10
Ростовская область 11
Регион Место в 2014
Челябинская область 12
Ленинградская область 13
Республика Саха (Якутия) 14
Самарская область 15
Хабаровский край 16
Москва 17
Свердловская область 18
Ставропольский край 19
Санкт-Петербург 20
Приморский край 21

Other reports from same categories

View all

  • НРА. Российская экономика обречена на медленный рост? К…
    Developed markets, Economic poli…
  • РЕКОРДНЫЙ РОСТ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
    Economics, Regional Economies
  • Рэнкинг регионов Дальневосточного федерального округа п…
    Russia, Macroeconomics, Economic…
  • Методика оценки эффективности реализации бюджетов субъе…
    Russia, GR, Regional Economies
  • Онлайн Ярмарка вакансий студентов РЭШ 6-10 июня 2022
    Macroeconomics, Economics, Monet…
  • Макроэкономика: валютный прогноз – укрепление строптиво…
    CEEMEA, Economic policy research…
  • Обзор НРА. Ключевая ставка: экстренное смягчение денежн…
    CEEMEA, Economic policy research…
  • Обзор НРА. Ключевая ставка: по траектории снижения
    CEEMEA, Economic policy research…
  • ВЛИЯНИЕ НОВОГО РЕЖИМА ВАЛЮТНОГО КУРСА НА БЮДЖЕТ И ПОЛИТ…
    Russia, Economics, Russia And CI…
  • Продовольствие в РФ: цены растут, но дефицита не будет
    CEEMEA, Russia, Market research/…
  • АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫХ МАКРОТРЕНДОВ – 2022
    Russia, Economics, Economic Mode…
  • НРА. Ключевая ставка: переход к антикризисному управлен…
    CEEMEA, Macroeconomics, Economic…
  • НРА. Водородная лихорадка
    Developed markets, ESG, Ecology
  • НКР ожидает стабильности ключевой ставки в ближайшие ме…
    CEEMEA, Russia, Analysis Softwar…
  • НРА. Ключевая ставка: ужесточение денежно-кредитной пол…
    Economic policy research, Macroe…
  • Премии на вырост
    CEEMEA, Developed markets, Russi…
  • РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР: ПРОГНОЗ ДО 2023 ГОДА
    Fixed Income, Industries, Financ…
  • Обзор НРА. Ключевая ставка: рекордное повышение
    Economic policy research, Macroe…
  • Переоценка рисков на российском долговом рынке
    Fixed Income, Macro, Industries,…

Subscribe for similar

  • About us
  • How EMCR works
  • Contact us

Log inRegister

График 1. Динамика индексов частных инвестиционных рисков в рейтинге 2019–2020 годов

Источник: RAEX (РАЭКС-Аналитика)

ESG-рейтинг российских регионов: готовность к кризису

Для мирового инвестиционного и финансового сообщества внедрение принципов ESG (Environmental, Social, Governance) в свои инвестиционные стратегии в

11 июн 2020, 11:59

Формирование крупного биокластера в Тульской области

Одним из практических подходов к достижению устойчивого развития в сельскохозяйственной промышленности является создание биокластеров — безотходных

25 июн 2020, 15:03
Рекомендуем

Выбор редакции

Источники

  • https://www.investinregions.ru/ratings/ra-national/
  • https://asi.ru/government_officials/rating/
  • https://emcr.io/reports/369
  • https://raex-a.ru/ratings/regions/2020
  • https://iz.ru/975527/anna-kaledina/sekrety-privlekatelnosti-kak-20-regionam-udalos-sovershit-investproryv
  • https://sdpl.ru/761-esg-reyting-rossiyskih-regionov-2020.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Weebl.ru