ROI (Коэффициент возврата инвестиций) — что это в примерах

Содержание
  1. Что такое ROI (Коэффициент возврата инвестиций)
  2. Для чего нужно высчитывать ROI
  3. Как вычисляется ROI в примерах
  4. Когда ROI не работает
  5. Средние статистические значения по годам для предприятий РФ
  6. Формула расчета ROI
  7. Как рассчитывается рентабельность по формуле
  8. Зачем рассчитывать рентабельность
  9. Когда использовать ROAS, ROMI и ROI
  10. Наглядно
  11. Ещё два совета о ROI, ROMI и ROAS
  12. Рентабельность активов и инвестиций
  13. Рентабельность проекта
  14. Теперь о главном — как это все упростить
  15. Синонимы
  16. Как рассчитать коэффициент возврата инвестиций (ROI)
  17. Рентабельность инвестиций — что показывает
  18. ROAS: считаем окупаемость затрат на трафик
  19. Что влияет на рентабельность
  20. Внешние факторы
  21. Внутренние факторы
  22. Что такое порог рентабельности
  23. Факторный анализ рентабельности
  24. Какой ROI считается эффективным
  25. Какой ROI считается хорошим?
  26. ROMI
  27. Три вида рентабельности: ROE, ROA и ROI
  28. Return on equity (ROE) — рентабельность собственного капитала компании
  29. Return on assets (ROA) — рентабельность активов
  30. Return on Investment (ROI) — рентабельность инвестиций
  31. Сложности и недостатки
  32. Примеры расчета
  33. Инвестиции в фондовый рынок

Что такое ROI (Коэффициент возврата инвестиций)

Коэффициент ROI – это коэффициент возврата инвестиций. На основе его расчета формируется мнение о возможном принятии или отмене целого ряда экономических решений:

  • Приобретение актива (бизнеса);
  • Целесообразности вложения средств в развитие и расширение бизнеса (модернизация, выход на новые рынки);
  • Эффективность рекламной компании (увеличение объема продаж);
  • Приобретение ценных бумаг на фондовом рынке;
  • Получение банковского кредита на инвестиционные цели.

Чтобы правильно истолковать результаты расчетов и принять верное решение, необходимо понимать метод расчета показателя. Для проведения расчетов используют следующие данные:

  • Доход – совокупный объем выручки
  • Затраты – совокупный объем затрат
  • Объем инвестиций – сумма вложений

Для получения точных результатов значений, характеризующих рентабельность инвестиций, данные для расчета берутся сопоставимые и не выходящие за рамки релевантного диапазона.

Вычисления коэффициента ROI могут быть разными, в зависимости от сферы и ситуации, видов доходов и расходов. Ведь сам по себе ROI стремится показать ориентировочное значение рентабельности инвестиций, но так как сфер и видов вложений множество, то и единой формулы быть не может.

Существует несколько вариантов формул, позволяющих рассчитать показатель ROI. Основная (базовая) формула:

ROI = (доход – затраты) / объем инвестиций * 100%

Этот метод используется инвесторами при оценке эффективности вложений и маркетологами организации для обоснования эффективности маркетинговых мероприятий. Формат расчета коэффициента – процентный. Точное нормативное значение рентабельности инвестиций отсутствует.

Для оценки рентабельности инвестиций в финансовые активы (акции, облигации) применяется следующая формула:

ROI = (прибыль от инвестиций – объем инвестиций) / объем инвестиций * 100%

К этому варианту расчета часто прибегают инвесторы, проводящие операции на фондовом рынке. Трактовка результатов производится также, как и в базовом варианте.

Что бы рассчитать коэффициент окупаемости инвестиций с учетом длительности периода, владения активом, применяется следующая формула:

ROI = (доход – затраты) * продолжительность периода / объем инвестиций * 100%

Метод позволяет рассчитать значение рентабельности инвестиций, если актив находился в собственности инвестора неполный период (год, месяц – в зависимости от выбора диапазона) более корректно.

Расчеты по этим формулам можно проводить как в целом по активу (организация, портфель инвестиций в ценные бумаги), так и по каждой конкретной сделке.

Для чего нужно высчитывать ROI

Постоянный мониторинг значений данного показателя необходим как инвесторам, так и собственникам бизнеса. Инвесторы с его помощью определяют доходность вложений в разные виды активов и целесообразность дальнейшего участия в проектах. Собственники бизнеса получают возможность оценивать инвестиционную привлекательность своего бизнеса с точки зрения потенциальных инвесторов и эффективность управленческих действий.

Методики расчета коэффициента рентабельности инвестиций можно применять при анализе самых разных аспектов деятельности организации:

  • При формировании ассортиментной политики в разрезе продукции, товаров, услуг,
  • расчет эффективности маркетинговых мероприятий (каналы продвижения, рекламные компании, формирование спроса, программы лояльности клиентов),
  • В биржевых сводках на фондовом рынке.

Расчет коэффициента окупаемости инвестиций производится для целей прогноза и на основе фактически полученных данных. Это позволяет проанализировать причины отклонения фактического значения от планового и разработать план мероприятий по оптимизации ситуации.

Как вычисляется ROI в примерах

Проведем расчет рентабельности инвестиций конкретных хозяйственных ситуаций и на практике оценим его результаты.

Пример 1. ROI в сфере недвижимости

Ситуация: вариант приобретения однокомнатной квартиры с использованием ипотечного кредита для последующей передачи в аренду.

Стоимость квартиры 1 500 000 рублей. По условиям ипотечного кредита первоначальный взнос составит 15 % от стоимости (225 000 рублей). Срок кредита 20 лет по ставке 10 % годовых, сумма выплаты составляет 12 304 рубля в месяц.

Передача квартиры в аренду: величина арендной платы в среднем на квартиры подобного типа – 15 000 рублей.

Производим расчет коэффициента:

ROI = ((15 000 – 12 304) * 12 / 225 000 * 100% = 14,4%

Результат расчета показывает, что приобретение этого объекта недвижимости будет равнозначно размещению суммы инвестиций во вклад под 14,4 % годовых. Инвестиционная идея выгодна, но следует учитывать, что расчет сделан под постоянную сдачу в аренду без простоев. Также следует ожидать снижения ставок по ипотеке в ближайшей перспективе.

Пример 2. ROI при приобретении бизнеса

Ситуация: рассматриваем вариант приобретения небольшого магазина товаров первой необходимости, расположенного в спальном районе.

  • Стоимость бизнеса – 400 000 рублей;
  • Среднемесячная величина товарооборота (доходы) – 250 000 рублей;
  • Среднемесячная величина стоимости товаров и издержек обращения (расходы) – 212 000 рублей;

Рассчитываем коэффициент:

ROI = ((250 000 – 212 000) * 12 / 400 000 * 100% = 114%

Результат расчета минимально превышает нормативное значение рентабельности инвестиций. Рассматривая вариант покупки, следует учитывать распространение сетевых гипермаркетов, которые предлагают гораздо больший ассортимент товаров по привлекательным ценам. Сделка достаточно рискованная.

Пример 3. ROI при расчете эффективности рекламной компании

Ситуация: блогер участвует в партнерской программе, которая выплачивает вознаграждение за скачивание и установку определенной программы. Для привлечения большего трафика размещается реклама в тизерных сетях.

Стоимость рекламы 3 000 рублей. После размещения рекламы доход от партнерской программы составил 6 500 рублей.

Рассчитываем значение рентабельности инвестиций:

ROI = (6 500 – 3 000) / 3 000 * 100% = 117%

Расчет рентабельности инвестиций – гибкий инструмент, который можно применять для расчета эффективности различных хозяйственных операций.

Полезные статьи:

  • Обратный выкуп акций – Примеры, как buyback влияет на инвесторов
  • Книга «Человек на все рынки», Эдвард Торп – Описание и Отзывы
  • Эффективные способы удваивать свои инвестиции
  • Инвестиции в Форекс трейдеров: Полное руководство
  • Как и За сколько времени можно заработать Миллион рублей или $$$

Когда ROI не работает

Коэффициент окупаемости инвестиций не является универсальным информационным показателем, и при некоторых обстоятельствах его расчет является абсолютно бесполезным занятием.

При проведении маркетинговых исследований в области эффективности рекламы дорогих товаров длительного срока использования прогнозный расчет ROI быстро становится неактуальным, так как проведение рекламных компаний и результаты от них находятся в разных релевантных диапазонах. Соответственно, требуется постоянная актуализация показателя.

Фигурирующий в отчетах эмитентов и информационных бюллетенях на фондовых биржах показатель рентабельности инвестиций преподносится как один из основных критериев для принятия решения об инвестициях. На самом деле, этот показатель не учитывает торговые и неторговые риски инвестора, не учитывает разницу в стоимости денежных средств в момент инвестирования и в момент подсчета результатов.

Аналитические выводы никогда не формируются по одному показателю. Всегда исследуется группа коэффициентов за несколько временных диапазонов.

Средние статистические значения по годам для предприятий РФ

Размер выручки Значения по годам, отн. ед
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Микропредприятия (выручка < 10 млн. руб.) -0.040 0.000 -0.055 -0.072 0.007 -0.127 1.542 0.476 0.059
Минипредприятия (10 млн. руб. ≤ выручка < 120 млн. руб.) -0.011 0.021 -0.034 0.017 0.049 -0.003 0.021 0.073 0.087
Малые предприятия (120 млн. руб. ≤ выручка < 800 млн. руб.) 0.029 0.048 -0.007 0.024 0.057 0.023 0.084 0.052 0.047
Средние предприятия (800 млн. руб. ≤ выручка < 2 млрд. руб.) 0.061 0.042 0.002 0.037 0.067 0.048 0.052 0.061 0.069
Крупные предприятия (выручка ≥ 2 млрд. руб.) 0.092 0.066 0.054 0.069 0.083 0.061 0.175 0.102 0.066
Все организации 0.077 0.057 0.034 0.055 0.076 0.048 0.184 0.103 0.065

Значения таблицы рассчитаны на основании данных Росстата

Формула расчета ROI

Принято выделять две формулы расчета ROI. Для полного понимания давайте разберем формулу на примере вложения средств в рекламу.

Например, у нас есть небольшой магазин по продаже сноубордов, и сегодня мы запускаем новую рекламную акцию, в которой говорится о том, что по понедельникам действует скидка 50% на уцененные товары. Размещаем пост ВКонтакте с этой информацией и продвигаем его, в результате чего получаем следующие значения:

  1. вложения в рекламную акцию – 27 000 рублей,
  2. доход от вложений – 90 000 рублей.

Проще говоря, мы потратили на раскрутку поста 27 000 рублей, а люди, пришедшие через этот пост, вложили 90 000 рублей. Теперь эти значения мы можем подставить в формулу и посчитать ROI. Выглядит она следующим образом:

ROI = (Доход от вложений – Вложения) / Вложения * 100%

Подставим в нее значения:

ROI = (90 000 – 27 000)/27 000 * 100% = 233%

Результат говорит сам за себя – наша прибыль от вложений составила 233%.

Вторая формула выглядит аналогично, но с добавлением временного периода:

ROI = (Доход от вложений за период – Вложения за период) / Вложения за период * 100%

Таким образом, мы можем рассчитать вложения в рекламу за определенный период времени.

Но при каких значениях ROI считается хорошим, а при каких – плохим? Разберем далее.

Как рассчитывается рентабельность по формуле

«Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы, — объяснил Дмитрий Воронов. — Этот коэффициент — отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах. В самом общем виде рентабельность определяется, как отношение прибыли к затратам. Так, например, если фермер продает литр молока за 22 рубля, а затраты на его производство составляют 20 рублей, то его прибыль составит 2 рубля с одного литра молока. Рентабельность производства молока при этом составит 2/20=0,1 то есть 10%».Формула расчета рентабельности:R = П / Х * 100%где:R — рентабельность;П — прибыль;Х — результативный показатель (выручка, себестоимость, оборотные средства, капитал и т.д.).
29 июля 2021, 08:00Российский продукт заполонил крупнейший рынок мира

Зачем рассчитывать рентабельность

Показатели рентабельности помогают сравнить свой бизнес с конкурентами, прогнозировать развитие, понять, что следует улучшить. Также они позволяют рассчитать эффективность реализации основной продукции, выстраивать эффективную стратегию, которая поможет сократить издержки, контролировать ценовую политику. Понимание уровня рентабельности нужно, чтобы оценить, насколько выгодно будет открывать компанию в какой-либо сфере и сколько прибыли она сможет получить при определенном количестве вложенных средств. Исходя из этих данных можно скорректировать план действий, чтобы избежать убытков. Кроме этого, рассчитав показатели, можно:

  • —составить прогноз прибыли;
  • —подкрепить данными проект для инвесторов;
  • —успешно конкурировать с другими компаниями схожего профиля;
  • —определить реальную рыночную стоимость бизнеса.

© Fotolia / Sergej Khackimullin Финансовые расчеты
© Fotolia / Sergej Khackimullin Финансовые расчеты

Когда использовать ROAS, ROMI и ROI

В ROAS якорным значением является 100%, так как мы считаем доход, то есть сколько денег вернулось от вложений. ROAS, равный 100%, означает, что все вложения в рекламу вернулись в таком же объеме.

В ROI/ROMI якорным значением является 0%, так как мы считаем прибыль, вычитая 100% вложений, то есть сколько денег заработали. ROMI равный 0% означает, что все вложения в рекламу вернулись в таком же объеме не дав прибыль.

Все три показателя являются коэффициентами денежной эффективности.

При сравнении и оценке отдельно взятых рекламных каналов стоит использовать ROMI и ROAS, так как они считают две простые переменные: сколько денег вложили в рекламный канал и сколько от них получили прибыли/дохода.

Когда речь идет о расчете модели в целом, учитывая все расходы, вступает ROI. В случаях, когда понятно, что сами по себе рекламные каналы дают прибыль, можно посчитать остальные вложения, которые требуются для достижения цели.

Если от рекламных вложений равных 10 000р. получается доход в 50 000р., то ROMI положительный, и рекламный канал эффективный. Но, при этом, если исполнитель берет за свою работу 60 000р., то ROI будет отрицательный, и модель, в целом, убыточна, и тут уже появляется вопрос, как снизить расходы, либо как увеличить прибыль.

Наглядно

Отобразим выручку как серию блоков, в которые входят расходы и прибыль. Как мы говорили выше ROI и ROMI учитывают разные расходы, потому и «прибыль» у них разная, и на схеме мы так же разместим отдельно прибыль за вычетом рекламы и прибыль за вычетом всех расходов.

ROAS отображает сколько выручки приносит единица рекламы. На нашем примере 1 блок рекламы приносит 5 блоков выручки. Значит коэффициент ROAS = 5 или 500%.

ROMI отображает сколько прибыли приносит единица рекламы. Мы уже знаем, что ROAS в данном примере равен 5. Из этих 5 блоков выручки вычитаем рекламу, и получаем, что 1 блок рекламы приносит 4 блока прибыли.
ROMI = 400%.

ROI аналогично с ROMI. 2 блока вложений приносят 3 блока прибыли. Делим выручку на расходы и вычитаем единицу.
ROI = 150%.

Ещё два совета о ROI, ROMI и ROAS

Считать показатели можно вручную и автоматически. Ручной расчёт используют, когда хотят понять, как формируется показатель. Но он отнимает много времени и повышает риск ошибки. Автоматический расчёт эффективнее. Чтобы метрики считали за вас, нужно настраивать сквозную аналитику.

Метрики работают лучше, если накоплена статистика. Нет смысла рассчитывать показатели в первый день после запуска рекламы. Чем больше период расчёта и накопленная статистика, тем точнее метрики отразят эффективность маркетинга.

Другие материалы о том, как оценивать эффективность бизнеса и маркетинга

  • Большой гид по KPI в интернет-маркетинге: какие бывают метрики и какие из них важны
  • Подборка из семи обманчивых метрик интернет-маркетинга, из-за которых теряют деньги
  • Разбор: что такое продуктовые метрики и зачем они нужны
  • Рекомендации по оценке эффективности публикаций в СМИ

ПоделитьсяVkontakteTwitterTelegramСкопировать ссылку

Глубоко, бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Расписание

Профессия Маркетолог-аналитик

Рентабельность активов и инвестиций

Широкое использование этот коэффициент получил благодаря своей простоте и универсальности.  Но есть один важный нюанс: надо обязательно понимать, кто и для чего использует этот показатель, потому что есть две распространенные его вариации:

  1. ROI как инструмент для сравнения дохода различных активов в портфеле
  2. ROI как показатель прибыли от инвестиционной деятельности компании

Например, посмотрим на такую картинку:

Как видим, в данном случае речь идет о ROI различных классов активов за определенный период времени. За период с 2000 по 2010 год ROI при вложениях в американские акции упал, а РОИ в недвижимость наоборот заметно выросла.

Или возьмем пример компании General Electic за один из прошлых периодов:

Здесь ROI приводится как показатель эффективности вложений General Electric и демонстрирует, что рентабельность инвестиций компании за отчетный период составила 2.98%. Формула расчета ROI будет приведена далее.

Следует помнить, что также существует ROI как маркетинговый показатель в IT (самый распространенный с точки зрения популярности запросов в поисковых системах), отражающий эффективность рекламных кампаний. Во избежание путаницы в этом случае иногда говорят о коэффициенте ROMI (Return on Marketing Investment), но далеко не всегда.

Рентабельность проекта

В отличии от рентабельности производства, которое уже запущено в работу, рентабельность проекта помогает понять, насколько эффективны вложения средств в новый бизнес, стоит ли вообще делать инвестиции. Этот показатель рассчитывается как отношение будущей прибыли компании ко всем ее затратам для открытия производства. Формула:Rп = Сб / Ци,где:Сб — итоговая стоимость бизнеса;Ци — объем вложений.
16 июня 2021, 13:07Финансисты назвали четыре способа выгодно вложить деньги

Теперь о главном — как это все упростить

По правилам математики, мы знаем, что при вычитании дробей с одинаковым знаменателем (нижняя часть дроби) необходимо найти разность числителей (верхняя часть дроби), поставив их под единый знаменатель. Также, мы знаем, что при делении числа на себя получается единица.
Проще говоря, если нижние части дробей одинаковые, то дроби можно объединить.
Совершив обратный порядок мы можем разделить одну дробь на две.
И, упросив вторую часть, получаем новый вид:

Для ROMI порядок действий аналогичен

Купить рекламу

Отключить

Почему минус 1? Потому что 1 это — 100% расходов (так как мы делим на них).

Тут мы, так же, видим связку между ROMI и ROAS.

ROAS отображает доход, а ROMI прибыль, и так как прибыль это доход минус расход, то мы вычитаем из ROAS расходы — единицу.

Синонимы

  • рентабельность перманентного капитала

Страница была полезной?

Как рассчитать коэффициент возврата инвестиций (ROI)

Формула ROI довольно проста. Необходимо взять текущую стоимость инвестиций и вычесть из нее начальную стоимость, а затем поделить эту разность на начальную стоимость.

ROI = (текущая стоимость — начальная стоимость) / начальная стоимость

Итак, какую прибыль вы получите, если продадите машину?

ROI = (300 000 — 200 000) / 200 000 = 0.5

Ваш ROI равен 0.5. Если вы умножите это значение на 100, то получите внутреннюю норму доходности (ROR – rate of return).

0.5 x 100 = 50

Это означает, что вы получили 50%-ю прибыль от начальных инвестиций. Однако, чтобы получить полную картину, нужно учесть затраты на содержание машины. Давайте вычтем их из текущей стоимости:

300 000 — 50 000 = 250 000

Теперь можно рассчитать ROI с учетом расходов на содержание:

ROI = (250 000 — 200 000) / 200 000 = 0.25

Ваш ROI равен 0.25 (или 25%). Это означает, что если мы умножим инвестиционные затраты (200 000 долларов) на ROI (0.25), то найдем чистую прибыль, которая составляет 50 000 долларов.

200 000 x 0.25 = 50 000➟ Хотите начать пользоваться криптовалютой? Купите Биткоин на Binance!

Рентабельность инвестиций — что показывает

Рентабельность инвестиций показывает эффективность использования капитала (собственного и заемного), вложенного в деятельность организации на длительный срок.

ROAS: считаем окупаемость затрат на трафик

ROAS — коэффициент, отражающий рентабельность рекламных расходов. Его считают по формуле, которая отличается от ROMI и ROI:

Доходы / Расходы × 100%

Если ROI и ROMI показывают, сколько вы зарабатываете на каждый вложенный рубль, то ROAS — это отношение доходов к расходам.

ROAS чаще используют, чтобы оценить экономическую эффективность покупки трафика в разных кампаниях, по разным объявлениям и ключевым словам.

Расходы — маркетинговые бюджеты: то, сколько денег отдали рекламным сетям за трафик. Зарплату специалистов, оплату сервисов для сбора ключевых слов и другие затраты чаще всего не считают. Доходы — выручка от клиентов, пришедших с рекламной кампании, объявления или ключевого слова.

Для ROAS также есть нюансы: нужна система аналитики, а данные могут быть неточными из-за ассоциированных конверсий. Но метрика хорошо выполняет свою роль: позволяет сравнить окупаемость трафика и понять, где он дешевле на самом деле.

Приведём пример. Компания запускает рекламу в контексте и таргете. ROMI контекста — 34%, ROMI таргета — 56%: кажется, что последний выгоднее. Но если посчитать ROAS, может оказаться, что в контексте он 43%, а в таргете — всего 26%.

Это значит, что трафик с контекстной рекламы выгоднее. Если масштабировать рекламные кампании и снизить издержки на них, компания получит больше прибыли, чем при масштабировании таргета.

Что влияет на рентабельность

Чтобы правильно рассчитать эффективность компании и улучшить показатели, следует учитывать влияние внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы

Внешние факторы нельзя изменить, но можно снизить их влияние на прибыль компании. К таким факторам относятся:

  • —налоговая нагрузка;
  • —местоположение предприятия или торговой точки;
  • —действия конкурентов;
  • —экономическая ситуация в стране;
  • —санкции и т.д.

© РИА Новости / Илья Питалев  / Перейти в фотобанк Банкнота
© РИА Новости / Илья Питалев Перейти в фотобанк Банкнота

Внутренние факторы

Ко внутренним факторам относятся:

  • —качество производимых товаров или услуг;
  • —эффективность маркетинга;
  • —объем производимой продукции;
  • —условия труда;
  • —компетентность персонала;
  • —политика ценообразования;
  • —техническое обеспечение;
  • —организация логистики и т.д.

© РИА Новости / Михаил Воскресенский  / Перейти в фотобанк Склад
© РИА Новости / Михаил Воскресенский Перейти в фотобанк Склад

Что такое порог рентабельности

Порог рентабельности — это объем производства или выручки, полностью покрывающий затраты бизнеса, который при этом не имеет прибыли и убытков. То есть это размер дохода, который равен нулю. Порог рентабельности помогает определить, с какой суммы начинается чистая прибыль. Например, компания за полгода потратила на ведение бизнеса 3 млн рублей, а заработала 4,5 млн: это значит, что она достигла порога рентабельности в 3 млн, а 1,5 млн — чистая прибыль. © Depositphotos / Dmitriy Shironosov Планшетный компьютер с финансовыми данными
© Depositphotos / Dmitriy Shironosov Планшетный компьютер с финансовыми данными

Факторный анализ рентабельности

Такой анализ помогает понять, как различные факторы влияют на коммерческую деятельность. Это нужно для эффективного управления компанией, ее развития, оценки выгоды от инвестирования и т.д. Например, можно определить точную сумму прибыли, которую компания получила под воздействием внешних факторов. Обычно для расчета используется 3 или 5 факторов. Пример простой формулы:Рентабельность = (Прибыль от реализации продукта или услуг / Себестоимость) * 100%Другой вариант:Рентабельность = ((Цена товара или услуги — Себестоимость) / Себестоимость)) * 100%
11 июня 2021, 02:10Россиянам рассказали об инструментах для повышения доходов на пенсии

Какой ROI считается эффективным

Рассмотрим возможные результаты расчета. 

  • ROI > 100% – вложения полностью окупились, проект приносит прибыль.
  • ROI = 100% – вложения полностью окупились, но проект не приносит прибыль. Рекомендуется полностью перепроверить свой проект или рекламный продукт и найти причину.
  • ROI < 100% – вложения не окупились, потраченных средств было больше, чем полученных. Прежде чем забрасывать проект, рекомендуется посмотреть на другие показатели эффективности и сравнить их с ROI.

Если вы работаете в среде фондовых и валютных рынков, то значения ROI могут быть как положительными, так и отрицательными. Инвесторы зачастую вкладывают денежные средства в недооцененные активы, которые со временем изменяются в цене в несколько раз.

Какой ROI считается хорошим?

Если ROI инвестиции превышает среднюю доходность для данного класса активов в данной стране, то вложения традиционно считаются высокорентабельными. Российский рынок акций с момента старта в 1990-х на сегодня показывает 17% годовых, но с учетом коррекции на инфляцию получается примерно 5-7% чистой доходности в год.

Например, историческая рентабельность инвестиций в американские акции, входящие в индекс S&P500 составляет порядка 8-12% в год (в зависимости от того какой временной период брать). С учетом инфляции примерно 7% годовых, и эту величину можно считать ориентиром для сравнения.

Рентабельность инвестиций в акции Berkshire Hattaway Уоррена Баффета за все время существования составляет около 19% в год. Таким образом, если в портфеле находится акция условного Amazon и ее ROI за время владения составляет 20% годовых, то ее можно считать хорошей инвестицией с точки зрения коэффициента рентабельности.

ROMI

ROMI: Return on Marketing Investment — возврат маркетинговых инвестиций

Отличие ROMI от ROI в букве «M» (Marketing), а это значит, что мы считаем только прямые рекламные вложения, которые влияют на результат, пренебрегая тратами на оплату труда, офис, интернет и так далее.
Отличие от ROAS в том, что ROMI отталкивается от прибыли, а не от выручки.

Для нахождения коэффициента ROMI необходимо посчитать, сколько единиц вложений в рекламу приносит прибыль — разделить прибыль на рекламные вложения.

ROMI оценивает эффективность отдельного рекламного канала. Прибыль, в данном случае, имеется в виду как деньги, которые остаются от дохода после вложений в рекламу.

Мы получили 100 000 р. вложив в рекламу 20 000 р.
(100 000 — 20 000) / 20 000 = 4
ROMI = 400%
Каждый вложенный в рекламу рубль приносит 4 рубля
4 рубля уже с вычетом расходов на рекламу

ROMI > 0% — прибыль больше вложений в рекламу
ROMI = 0% — прибыль равна вложениям в рекламу
ROMI < 0% — прибыль меньше вложений в рекламу

Три вида рентабельности: ROE, ROA и ROI

Есть три традиционных показателя, которые оценивают эффективность менеджмента компании:

Return on equity (ROE) — рентабельность собственного капитала компании

  • Return on assets (ROA) — рентабельность активов

  • Return on Investment (ROI) — рентабельность инвестиций

    Часто их рассматривают совместно, как, например, в прилагаемой картинке.

    Здесь указаны текущие коэффициенты для компании Microsoft с сайта csimarket.com.

    • ROE означает, что расчет делается делением чистой прибыли на собственный капитал фирмы, т.е на разницу между стоимостью ее совокупных активов и обязательств.
    • ROA говорит о рентабельности активов, т.е. о чистой прибыли относительно активов компании без учета долгов. Так что тут следует ожидать меньшего значения, чем дает ROE.
    • ROI показывает рентабельность тех активов, которые инвестирует сама компания. Там же можно сравнить эти коэффициенты с показателями в отрасли:

    коэффициент ROI

    Остановимся подробнее на ROI. В данном случае можно заметить, что менеджмент имеет большую эффективность, чем компании в индексе S&P500, но меньшую, чем в секторе сходных с Microsoft компаний.

    Формула расчета ROI: [Инвестиционный доход / Инвестированный капитал] × 100%

    Инвестированным капиталом может быть, например, ссуда под проценты, владение долями акций и облигаций других компаний, затраты на венчурные проекты и пр. При этом в расчете компании часто учитывают только долгосрочные инвестиции. Данные об инвестиционном доходе обычно можно найти в приложениях к финансовой отчетности.

    Общий смысл ROI: как хорошо менеджмент распоряжается инвестициями, дают ли они отдачу

    Сложности и недостатки

    1. Главная претензия к ROI, как и вообще к показателям, основанных на данных финансовой отчетности, это их большая зависимость от правил бухгалтерского учета. Мало того, что в разных странах эти правила разные, они могут различаться даже в компаниях, работающих в одной стране (стандарт GAAP и стандарт IFRS, например).

    2. Как следствие, резкое изменение чистой прибыли и показателей рентабельности в одном из отчетных периодов может означать исключительно бухгалтерскую манипуляцию. Поэтому ROI и прочие показатели эффективности менеджмента желательно усреднять и использовать только как дополнительный аргумент и только, если горизонт инвестирования превышает несколько лет.

    3. Следует учитывать, что ROI отражает лишь прошлое и не предсказывает будущее — будущая доходность может быть с равной вероятностью выше, такой же или ниже посчитанной на истории.

    Примеры расчета

    Рассмотрим, как рассчитывается ROI, на конкретных примерах.

    Инвестиции в фондовый рынок

    В инвестиционной деятельности рентабельность инвестиций является одним из показателей, по которому оценивают эффективность вложения в тот или иной инструмент. Ни в коем случае нельзя на основе только этих расчетов принимать решение о покупке или продаже активов. ROI рассматривают в комплексе с другими важными показателями.

    В формуле обязательно надо учитывать не только деньги, которые инвестор вложил в покупку той или иной ценной бумаги, но и затраты, которые он понес за время владения ею. Например, комиссии брокера, налоги.

    Доход по акции включает размер превышения цены покупки над текущей стоимостью ценной бумаги, выплаченные дивиденды за анализируемый период. Доход по облигации – это превышение рыночной текущей стоимости бумаги над номинальной, плюс полученные купоны.

    Формула расчета в упрощенном виде выглядит так:

    ROI = (Чистый доход от инвестиции – Первоначальные инвестиции) / Первоначальные инвестиции * 100 %

    Чистый доход = Стоимость актива на текущую дату – Затраты (комиссии, налоги) + Дивиденды, Купоны

    Пример. Мы купили акцию за 250 руб. За год она выросла в цене на 30 руб. Затраты за период владения составили условно 10 руб. По итогам года получены дивиденды в размере 15 руб. на акцию.

    ROI = ((280 – 10 + 15) – 250) / 250 * 100 % = 14 %

    Допустим, что за год цена акции снизилась на 30 руб. Тогда рентабельность получится отрицательная. Наша инвестиция оказалась убыточная.

    ROI = ((220 – 10 + 15) – 250) / 250 * 100 % = -10 %

    Для долгосрочного инвестора этот расчет не должен стать сигналом к продаже акции и вложению в более прибыльные инструменты. Особенностью фондового рынка является его волатильность, т. е. постоянные колебания цен вверх и вниз. Но в длительной перспективе он всегда растет. Поэтому снижение рентабельности за один год еще ни о чем не говорит. Надо провести фундаментальный анализ и понять, насколько эта акция считается перспективной именно для вас.

    Источники

    • https://InvestingNotes.trade/koefficient-roi.html
    • https://1-fin.ru/?id=311&t=14.1
    • https://timeweb.com/ru/community/articles/kak-poschitat-roi
    • https://ria.ru/20210819/rentabelnost-1746456716.html
    • https://vc.ru/marketing/319094-razbor-roi-romi-roas-i-ih-uproshchennaya-formula
    • https://skillbox.ru/media/marketing/roi-romi-roas-prostye-formuly-s-kotorymi-mozhno-otsenit-otdachu-ot-vlozheniy-v-marketing/
    • https://investprofit.info/roi/
    • https://academy.binance.com/ru/articles/how-to-calculate-return-on-investment-roi
    • https://iklife.ru/investirovanie/chto-takoe-roi-formuly-rascheta-s-primerami.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Weebl.ru